вторник, 5 марта 2013 г.

Комплекс упражнений на развитие сценической речи

Комплекс упражнений на развитие сценической речи 

 

Упражнение 1. "Мячик и насос"

Упражнение на длительный и резкий выдох.

Воспитанник, выполняющий роль насоса, надувает мячик, роль которого исполняет другой воспитанник. Наклоняясь вперед, при каждом "нажатии на ры­чаг", студиец выдыхает воздух со звуком "с-с-с-с-с...", и каждый раз при вдохе полностью выпрям­ляясь. Воспитанник, выполняющий роль мячика, начи­нает упражнение из положения в точке — рас­слабленная поза, на корточках, на полной ступне. При каждом надувающем движении "насоса", "мячик" надувается, набирая порциями воздух до максимального наполнения легких, постепенно распрямляясь до полной точки раскрытия: корпус распрямлен, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Из " полностью накаченного "мяча" "вытаскивается пробка" и он сдувается со звуком "ш-ш-ш-ш-ш....", медленно опускаясь в точку.

 

Упражнение 2 "Уставший мячик и измученный насос"

Упражнение на освобождение голоса.

Упражнение "Мячик и насос" выполняется в измененных предлагаемых обстоятельствах. Насос измучился надувать мячик, да и мячик страшно устал. При этих условиях возникает необходимость

снять напряжение во время выдоха, что способст­вует рождению голоса.

 

Упражнение 3. "Орган"

Упражнение на освобождение голоса.

Полностью расслабившись и закрыв глаза, воспитанники лежат на полу. Педагог поочередно касается каж­дого из них как бы открывая клапаны каждой ор­ганной трубы. Воспитанники -"органные трубы" начинают звучать и звучат до тех пор, пока педагог повтор­ным касанием не закрывает клапан. В тот момент, когда нажаты все клапаны, в помещении некото­рое время "звучит орган".

 

Упражнение 4. "Диалог со стеной"

Упражнение на развитие резонаторов по мето­дике К. Линклейтер.

Направляя голос в грудной резонатор, воспитанник следит за тем, чтобы звук из грудного резонатора направлялся точно в стену, слушая при этом соб­ственное эхо. Таким же образом выстраивается диалог с полом через брюшной резонатор и с по­толком через голову.

 

Упражнение 5. "Пятачок, улыбочка"

Упражнение на развитие губных мышц из ар­тикуляционной гимнастики.

При положении "пятачок" зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед и собраны в плотный пятачок. При положении "улыбочка" зубы сомкнуты, а губы растянуты в улыбку Буратино, но так, чтобы зубы не были обнажены. По команде педагога воспитанники меняют положение "пятачок" на положение "улыбочка" в темпе, заданном педагогом.

 

Упражнение 6. "Кидаем мячи"

Упражнение на развитие дикции.

Произнося различные звукосочетания, напри­мер, "птки-птке-птка-птко-птку-пткы", "тпки-тпке-тпка-тпко-тпку-тпкы", воспитанник кидает вооб­ражаемые мячи в стену, подключая к действию все тело.

 

Упражнение 7. Словесное действие

Упражнение на работу с литературным тек­стом.

Используя текст знакомого стихотворения, воспитанник должен совершить заданное действие, на­пример, убаюкать непослушных детей или отру­гать их.

 

Упражнение 8. "Точка зрения"

Упражнение на логику текста.

Воспитанник должен прочитать знакомую басню от лица одного или другого ее персонажа, выстраи­вая интонирование в соответствии с логикой отно­шения данного персонажа к описываемым событи­ям. Задание может быть выполнено в форме груп­пового этюда.

 

Упражнение 9. "Чужие руки"

Упражнение для освобождения верхней части грудной клетки от мышечных зажимов по мето­дике Э. Чарелли.

Руки согнуты в локтях и прижаты к бокам. При вдохе плечи чуть напряжены, но не подняты. Должно быть достигнуто мышечное ощущение: хочу оторвать руки, но не могу.

 

Упражнение 10. "Сонная голова"

Упражнение для снятия зажимов мышц за­тылка и шеи

Круговое движение головы то вправо, то влево. Если шея высокая, нужно следить, чтобы голова не очень запрокидывалась назад и не соприкаса­лась со спиной, так как при этом дыхание преры­вается. При выполнении упражнения необходимо создать мышечное ощущение "толстой шеи".

 

Упражнение 11. "Путешествие по резонаторам"

Упражнение, развивающее умение направлять звук в основные резонаторы по методике. К. Линклейтер.

Изучая вибрации, резонирующие в груди, во рту и на передних зубах, нужно запрокинуть го­лову назад и произнести: "хааа-хааа-хааа". Затем, подняв голову, нужно снова произнести "хаа-хаа-хаа". Затем, уронив голову вперед, нужно произ­нести "хии-хии-хии". Затем повторить весь процесс в обратном порядке: опуститься к зубному резона­тору, затем подняться к ротовому и, запрокинув голову назад, "уронить" звук в область грудной клетки. Повторить упражнение, окрашивая звук в разные оттенки или воображая ситуации, требую­щие определенного звучания определенных резонаторов. Выполнять упражнение приблизительно в течение трех минут.

 

Упражнение 12. "Кислородная подушка"

Упражнение на развитие опоры дыхания и зву­чания по методике Э. Чарелли.

Мышечное напряжение должно ощущаться как можно дальше от гортани. Опущенная при выдохе диафрагма подкрепляется подтянутыми нижне­брюшными мышцами, создавая крепкую опору и ощущение вдоха при выдохе. Постепенный выдох регулирует подсвязочное давление. Равномерная по интенсивности струя воздуха способствует ровному звучанию. Внимание направлено на работу мышц грудной клетки (ребра расширены), свободу горта­ни и нижней челюсти. Нельзя допускать опадания грудной клетки сразу же после вдоха. Межребер­ными мышцами нужно удерживать расширенную грудную клетку, тогда она естественно и в меру будет опадать на звучащем выдохе.

 

Упражнение 13. "Лифт"

Упражнение на создание звукового образа.

Стоять свободно, ощущая, как скелет поддержи­вает тело. Закрыть глаза и направить свое внима­ние внутрь, представляя свое тело домом, а свой голос движущимся лифтом, механизм которого на­ходится в подвале, с помощью длинного "хэ-э-эй", нужно начать движение из подвального помеще­ния (то есть из области диафрагмы) к чердаку — в верхнюю часть черепа, навещая по дороге все верхние регистры — то есть этажи-резонаторы. При этом нужно учитывать, что когда "лифт" ра­ботает, "дом" не движется. Рот может быть приот­крыт, но остальные части тела должны быть со­вершенно неподвижны. Как только "лифт" прибывает на "чердак", можно позволить дыханию пе­реместиться и вновь совершить движение вниз, не проскакивая ни один этаж и двигаясь с той же скоростью. Нужно повторить упражнение несколь­ко раз и помнить, что энергия, приводящая в движение "лифт", исходит из "подвального поме­щения" вне зависимости от того, откуда "лифт" начинает свое движение.

 

Упражнение 14. "Джунгли"

Упражнение на создание звукового образа.
Каждый воспитанник выбирает себе объект, связан­ный с общей темой. Это может быть тема: "джунгли", "море", "зоопарк" и т. д. Если мы вы­бираем тему "джунгли", то объектами будут соот­ветственно звуки, издаваемые животными, пти­цами, пресмыкающимися, насекомыми, деревьями и травами и разными природными стихиями. Вы­брав объект, воспитанник создает его звуковой образ с помощью голоса через звукоподражание. И вся группа в целом реализует звуковой образ заданной темы.

1 комментарий:

  1. Елизавета, а нет ли упражнений, направленных конкретно на словесное действие? Я работаю практически с сырыми ребятами, а сроки кратчайшие. Буду очень благодарен за помощь.

    ОтветитьУдалить