Диагностика изучения мотивации воспитанника
На занятии воспитанникам предлагают на выбор задания, различающиеся по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
- практической или теоретической направленности;
- характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый воспитанник получает лист, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора им того или иного задания:
- Желание проверить себя, испытать.
- Желание лучше, изучить свои возможности по данному предмету.
- Интерес к предмету, заданию.
- Желание как можно ближе познакомиться с предложенной проблемой.
- Полезно, пригодится в будущем.
- Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
- Уверенность в успехе.
- Стремление обсуждать с друзьями интересную проблему.
- Желание завоевать авторитет среди товарищей.
- Желание выполнить то, что предложено именно педагогом.
- Желание стать знающим и образованным человеком, интересным для своих друзей.
- Необходимость подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение;
- Чтобы не ругали родители - это неприятно.
Результаты обследования заносятся в общую таблицу группы, выделив доминирующий мотив в оценке каждого обучающегося.
Все мотивы учения распределяются по основным направлениям, что позволяет судить о значимости выбираемых заданий.
Показатели мотивации:
- Самоопределение - 5, 12.
- Познавательные - 3, 4.
- Узко практические - 5, 6.
- Саморазвитие - 1, 2.
- Общение с педагогом - 10.
- Общение со сверстниками - 8.
- Самоутверждение - 7, 9, 11.
- Избежание неприятностей - 13.
Выбор воспитанниками тех или иных мотивов отражает разный подход к получению знаний по предмету, связан с их жизненными планами, сложившимися ценностями.
Анализ мотивов, выбранных учащимися, позволяет разделить их на три группы:
- воспитанники, воспринимающие учебу с позиции сегодняшней необходимости;
- воспитанники, считающие, что «побудительная» сила настоящего и будущего одинакова;
- воспитанники, подчиняющие учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу лишь как «временную» жизнь, имеющую ограниченную или «вынужденную» ценность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий