пятница, 22 февраля 2013 г.

Диагностика изучения мотивации воспитанника

Диагностика изучения мотивации воспитанника


На занятии воспитанникам предлагают на выбор задания, различающиеся по:

  • сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
  • практической или теоретической направленности;
  • характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый воспитанник получает лист, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора им того или иного задания:

  1. Желание проверить себя, испытать.
  2. Желание лучше, изучить свои возможности по данному предмету.
  3. Интерес к предмету, заданию.
  4. Желание как можно ближе познакомиться с предложенной проблемой.
  5. Полезно, пригодится в будущем.
  6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
  7. Уверенность в успехе.
  8. Стремление обсуждать с друзьями интересную проблему.
  9. Желание завоевать авторитет среди товарищей.
  10. Желание выполнить то, что предложено именно педагогом.
  11. Желание стать знающим и образованным человеком, интересным для своих друзей.
  12. Необходимость подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение;
  13. Чтобы не ругали родители - это неприятно.

Результаты обследования заносятся в общую таблицу группы, выделив доминирующий мотив в оценке каждого обучающегося.

Все мотивы учения распределяются по основным направлениям, что позволяет судить о значимости выбираемых заданий.

Показатели мотивации:

  • Самоопределение - 5, 12.
  • Познавательные - 3, 4.
  • Узко практические - 5, 6.
  • Саморазвитие - 1, 2.
  • Общение с педагогом - 10.
  • Общение со сверстниками - 8.
  • Самоутверждение - 7, 9, 11.
  • Избежание неприятностей - 13.


Выбор воспитанниками тех или иных мотивов отражает разный подход к получению знаний по предмету, связан с их жизненными планами, сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учащимися, позволяет разделить их на три группы:

  • воспитанники, воспринимающие учебу с позиции сегодняшней необходимости;
  • воспитанники, считающие, что «побудительная» сила настоящего и будущего одинакова;
  • воспитанники, подчиняющие учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу лишь как «временную» жизнь, имеющую ограниченную или «вынужденную» ценность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий